Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Организация питания в ДОУ

 

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Соблюдение правильного питания важно во все возрастные периоды, однако в дошкольном возрасте роль питания особенно велика. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается бурным ростом и развитием: происходит формирование и становление структуры многих органов и систем, совершенствуются их функции, интенсивно идет созревание головного мозга и развитие высшей нервной деятельности.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

В МБДОУ «Детский сад № 23» г.о. Самара соблюдаются принципы рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста. Питание осуществляется в соответствии с утверждённым 20-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста,  на основании которого составляется рабочее ежедневное меню.

Объем пищи и выход блюд соответствуют возрасту детей. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов).

Дети в детском саду обеспечены 4-х разовым сбалансированным питанием в соответствии с режимом дня. Режим питания детей с 12-ти часовым пребыванием включает:

  • завтрак;
  • второй завтрак;
  • обед;
  • уплотненный полдник;

Круглогодично проводится искусственная С-витаминизация третьих блюд.  Для профилактики йододефицита в питании используется йодированная соль.

Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняют квалифицированные повара. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке, состоящем из двух цехов и кладовой для хранения продуктов. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход и полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.

Ответственным за организацию питания в МБДОУ «Детский сад № 23» г.о.Самара является заведующий Лазарева Марина Евгеньевна.

 

Контроль за организацией питания

В детском саду может быть скорректировано индивидуальное питание воспитанников по медицинским показателям, на основании заявлений родителей (законных представителей) при предоставлении медицинского заключения.

Организация питания в МБДОУ «Детский сад № 23» г.о. Самара осуществляется на основании документов: 

     «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» 

    Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детский сад осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) хранятся до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется поваром-бригадиром. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, который хранится в течение года. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки. 

   Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Контроль качества питания и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока осуществляет заведующий, медицинская сестра, повар детского сада. 

Медицинский контроль за питанием в МБДОУ включает: 

  • контроль за качеством поступающих продуктов;
  • контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков реализации;
  • контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд (бракеражная комиссия);
  • санитарно-эпидемический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды, кухонного инвентаря;
  • контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников и их здоровья. 

В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно.

 

Телефоны «горячих линий» по вопросам качества питания

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 23» г.о. Самара Лазарева Марина Евгеньевна— 8(846) 995-09-88

Главный бухгалтер Шитова Элла Алексеевна— 8(846) 995-09-88

Медицинская сестра Маслова Татьяна Николаевна — 8(846) 995-09-88

 «Горячая линия» по вопросам питания в Департаменте образования Администрации городского округа Самара сектор контроля питания (отдел организации муниципального заказа) тел. 8(846)332-31-81, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бухгалтерия  КШП Промышленного района - тел.8(846)932-58-64

Единый консультационный центр по телефону  8-800-555-49-43

Роспотребнадзор Отдел по гигиене детей и подростков +7 (8463) 32-05-79, +7 (8463) 32-03-66

Общероссийский народный фонд 8-800-200-34-11

Меню

Режим питания воспитанников

График выдачи готовой продукции на пищеблоке

Основное десятидневное меню дневного рациона питания детей с 3 до 7 лет (осень-зима)

Основное десятидневное меню дневного рациона питания детей с 3 до 7 лет (весна-лето)

Основное двадцатидневное меню дневного рациона питания детей с 3 до 7 лет (весна-лето)

Примерное 20-дневное меню (осенне-зимний период)

Меню дневного рациона питания 

Ежедневное меню:

Меню на 27-30 мая

Меню на 16-21 мая

Меню на 19-24 апреля

Меню на 15-18 апреля

Меню на 5-10 апреля

Меню на 29-4 марта

Меню на 14-19 марта

Меню на 11-13 марта

Меню на 4-7 марта

Меню на 26-29 февраля

Меню на 19-22 февраля

Меню на 13-16 февраля

Меню на 7-12 февраля

Меню на 1-6 февраля

Меню на 26-31 января

Меню на 22-25 января

Меню на 12-18 января

Меню на 9-11 января

Меню на 18-21 декабря

Меню на 07-11 декабря

Меню на 01-06 декабря

Меню на 24-30 ноября

Меню на 17-23 ноября

Меню на 16 ноября

Меню на 15 ноября

Меню на 14 ноября

Меню на 13 ноября

Меню на 1-8 ноября

Информация о поставщике продовольственной продукции

Поставку продуктов питания в МБДОУ «Детский сад № 23» г.о. Самара осуществляет ООО «Комбинат школьного питания»

(443081, г. Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 175А, тел. контакта

8 (846)951-04-45, 8(846)932-49-80).

 

Формирование у воспитанников культуры питания

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности

 Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23» городского округа Самара, разработанной с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — (издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019г.,  которую реализует наш детский сад, выделяет задачи воспитания культуры питания у детей с младшего дошкольного  возраста.  Данная работа реализуется последовательно и с учетом возрастных особенностей ребенка: 

2  младшая группа (3-4 года)

  • приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул;
  • закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть;
  • сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

          Одним из условий организации питания детей, воспитания у них культуры приема пищи является сервировка стола. Второе условие воспитания у детей культуры еды - это привлечение их к сервировке стола с учетом возраста и рекомендаций программы. Воспитанники привлекаются к совместной деятельности детей и взрослых, осваивают простейшие трудовые действия, помогая помощнику воспитателя.

          Третьим важным условием воспитания у детей культуры приема пищи является обучение детей пользованию столовыми приборами.

          Еще одним положительным моментом является дежурство по столовой. Для детей – это, прежде всего, игра, в процессе которой организуется совместная деятельность детей, они осваивают трудовые действия, расширяет свой словарный запас. Дети второй младшей группы уже могут самостоятельно раскладывать ложки, вилки, расставлять хлебницы. В этом же возрасте мы начинаем знакомить детей с различными профессиями (повар готовит обед) и во время приема пищи рассказываем о том, что было приготовлено, из каких продуктов, об их полезности.

          В процессе игровой деятельности (сюжетные игры «День рождения куклы Маши», «Накорми куклу» и др.) дети закрепляют название столовой посуды, активизируется их речь, закрепляются правила поведения во время еды.

Средняя группа (4 - 5 лет)

  • совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой.

 Дежурство по столовой в средней группе расширяется. Дети уже участвуют в полной сервировке стола. Один дежурный может самостоятельно сервировать стол, за которым он обедает.

 Использование различных игр по формированию культуры питания:

Дидактические игры«Аскорбинка и ее друзья»«Найди нужный витамин», «Четвертый лишний», «Найди полезный продукт», «Доскажи словечко», «День рождения куклы Кати»

 Подвижная игра«Овощи-фрукты», «Витамины , я люблю очень быстро соберу»

Пальчиковые игры по теме «Овощи»«Фрукты».

 Старшая группа (5 - 6 лет)

  • закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
  • продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

          Стол в старшей группе сервируется так же, как и в средней группе.    уже носит самостоятельный характер. Взрослый оказывает помощь в сервировке при необходимости. К обязанностям дежурного добавляется еще и поход вместе с младшим воспитателем на раздачу за готовыми блюдами (дети могут принести сумку с хлебом, тарелку с салатом, сливочным маслом). В старшей группе уже организуется для детей экскурсия на пищеблок, для более близкого знакомства детей с трудов взрослого (а именно с профессией повара).

Сюжетно - ролевые игры«В магазине»«Помогаем маме готовить».

Подготовительная к школе группа (6 -7 лет) 

  • закрепить навыки культуры поведения за столом: сохранять правильную осанку, не ставить локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться вилкой, салфеткой, благодарить взрослых.

          Подготовительная к школе группа – сервировка стола полностью проводится дежурными. Дежурство носит самостоятельный характер. Дети договариваются между собой о порядке дежурства. Помимо полной сервировки столов они вытирают столы после приема пищи и подметают пол.

          Формирование культуры питания проходит не только во время приема пищи, но и на специально организованной совместной деятельности. Одним из средств воспитания культуры еды является игровая деятельность, в процессе которой ребенок учится различать (по внешнему виду и по вкусу) наиболее распространенные овощи, фрукты.    Когда воспитанники знакомятся с лексическим материалом по темам «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», педагоги широко используют кулинарные и сенсорные игры: «Варим компот», «Приготовим овощной или фруктовый салат», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху». Данные игры знакомят дошкольников с процессом приготовления блюд, полезностью продуктов питания, вызывают вкусовой интерес к блюдам.  Еще одним средством воспитания культуры еды является использование произведений художественной литературы, музыкальных произведений, организация сюжетных игр, просмотр мультфильмов, которые знакомят детей с этикетом.

       В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Целью взаимодействия детского сада с родительской общественностью по вопросам формирования культуры питания является вовлечение родителей в данный процесс, раскрытие роли правильного питания в развитии ребенка. Для этого используются различные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. С целью повышения компетенции родителей по вопросам формирования культуры питания детей дошкольного возраста в детском саду организован стенд «О питании дошкольников», «Советы по питанию». «Организация питания в детском саду». В детском саду проводились родительские собрания и семинары-практикумы для родителей, темой которых были «За здоровьем в детский сад», «Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста».

В МБДОУ "Детский сад № 23" г.о. Самара проводятся мероприятия с целью формирования культуры питания "Дежурство в группах. Формирование навыков сервировки стола".

Рекомендации для родителей. Полезные ссылки

Анкетирование родителей по качеству питания в ДОУ

Брошюра по здоровому питанию

Памятка для родителей: "ВРЕМЯ ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО!" (www.здоровое-питание.рф)

Материалы о здоровом питании для учащихся, родителей и учителей

Обучение по санитарно-просветительским программам «Основы здорового питания»

Мульфильмы «Здоровье – это здорово»

Нормативно-правовые акты по организации питания

Контракт на оказание услуг по организации питания

Положение о группе родительского (общественного) контроля за организацией питания воспитанников

Положение об организации питания воспитанников и работников Бюджетного учреждения

Приказ об организации питания в ДОУ (от 01.09.2023г.)

План мероприятий по организации питания на 2023-2024 учебный год

Приказ о родительском контроле на 2023 год

Положение о бракеражной комиссии

Приказ о создании бракеражной комиссии на 2023 год

План работы комиссии по родительскому контролю за организацией питания воспитанников на 2023-2024 г.

Оценочный лист проведения мониторинга качества организации питания

Информация о родительском контроле за организацией питания

Методические рекомендации (Порядок) Создание условий для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МР 2.4.0180-20

Приказ № 2/1-од "O родительском контроле организации и качества питания воспитанников на 2022-2023 учебный год" от 09.01.2023г.

Информационная справка о результатах анкетирования родителей качеством питания в детском саду сентябрь,2023г.

Справка по результатам оперативного контроля "Организация питания детей" от 31.09.2023г.

Чек-лист проведения мониторинга качества организации питания на 31.08.2023 г.

Информация о результатах выездных контрольных мероприятиях

Дата проведения, реквизиты: Акт профилактического визита.

Проверяющие органы: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.

Краткие итоги:

- п. 2.2.1. Ограждение по периметру образовательного учреждения не целостное (имеются повреждения в кирпичной кладке основания ограждения; частичные разрывы, повреждения сеточной части).

- п. 2.5.3. Внутренняя отделка помещений не соответствует требованиям:

-оконные рамы в подготовительной группе № 3 (буфетная), старшей группе № 1 (буфетная), в прачечной (постирочная) имеют дефекты и повреждения(трещины, облуплена краска, поверхность не гладкая;

- на стыке потолка и стены старшей группы № 1(со стороны групповой и спальной комнаты) имеется трещина;

- п. 3.1.1. не соблюдаются нормы площади на одного ребенка для групп дошкольного возраста;

- п. 2.4.8. трансформируемые трехуровневые кровати в группах не оборудованы самостоятельными заходами на них.

 

 

 

Остались вопросы или предложения? Вы можете воспользоваться формой обратной связи по условиям питания в ДОУ

 

УФНС России